Хра­­м  святителя  Николая  Чудотворца
Для утешения больных и страждущих Пироговского центра, для оказания духовной помощи сотрудникам в деле врачевания, в 2005 Милостью Божией, с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, заботами и попечением основателя и президента Пироговского Центра, академика Юрия Шевченко, завершено строительство госпитального храма, начатого годом ранее.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия II, храм освящен в честь святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
История храма неразрывно связана с жизнью Ю.Л.Шевченко, (архимандрита Георгия) профессора, академика и президента Пироговского Центра.
Чин на основание нового храма
21 ноября 2004 года, с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, Высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Истринский (ныне митрополит Истринский), первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, совместно с благочинным Преображенского благочиния протоиереем Леонидом Ролдугиным и президентом Пироговского Центра, академиком Ю.Л.Шевченко, совершил чин на основание нового храма. Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Евгений Зуев и дьякон Виктор Родин (ныне протоиерей). Чин на основание нового храма совершался в присутствии администрации и сотрудников Пироговского Центра.

В 2005 Милостью Божией, с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, заботами и попечением основателя и президента Пироговского Центра, академика Юрия Шевченко, для утешения больных и страждущих Пироговского центра, для оказания духовной помощи сотрудникам в деле врачевания, было завершено строительство госпитального храма, начатого годом ранее.
Строительство заняло всего один год, с момента благословения Патриарха, однако путь к этому событию был длиною в полтора десятилетия. И начался он в Санкт-Петербурге…..
Санкт-Петербург
Год 1990. В Петербурге, как и по всей России, идет активное восстановление и расширение церковной жизни. Явление это удивительным образом затрагивало всех без исключения, переплетались судьбы людей ранее находившиеся по разные стороны пропасти пролегшей между церковью и гражданским общество. И уж тем более между Церковью и армией. А ведь когда-то их судьбы были неразрывно связаны!!!
Церковь всегда благословляла на ратные подвиги солдат и матросов, освящала знамена, оружие и корабли. Священники шли вместе с армией, поддерживая солдат и матросов вдохновляя их, и утешая в скорбные моменты. К примеру: за годы Первой мировой войны 40 священников были убиты или умерли от ран, более 200 — получили раны и контузии, свыше 100 — пребывали в плену. По штату каждый полк Русской Императорской армии имел православного священника. На начало 1914 года в армии насчитывалось 766 священников, 121 дьякон и 88 псаломщиков, общим числом 975 священнослужителей. Во время войны в армии служили свыше 5 тысяч священников. Перед войной на Первом съезде военного и морского духовенства была разработана памятка-инструкция военному священнику, согласно которой помимо своих основных обязанностей (проповедь Евангелия и совершение Таинств), полковой священник должен был: помогать врачу в перевязке ран; заведовать выносом с поля боя убитых и раненых; извещать родных о смерти воинов; заботиться о поддержании в порядке воинских могил и кладбищ; устраивать походные библиотеки.
Кроме того, военному священнику предписывалось собирать сведения о подвигах всех воинских чинов своей части, критически исследуя каждый случай. Местом пребывания военного священника был передовой перевязочный пункт.
Важна была роль священников и в укреплении боевой дисциплины. Еще осенью 1914 года вышел приказ командования, в котором особо отмечалось, что: «в целях предупреждения распространения пропаганды революционного характера в батальоны будут назначаемы опытные священнослужители для совершения богослужений, ведения бесед и пастырского надзора за нижними чинами».
Прошло время и новые события, происходящие в стране подтолкнули, некогда разделённых, на встречу друг - другу.
Николо-Богоявленский собор стал первым российским храмом, где славная традиция почитания памяти павших воинов была возобновлена.
7 апреля на Благовещение 1990 года, в годовщину гибели атомной подводной лодки «Комсомолец», после панихиды, в храме была установлена мемориальная доска с именами погибших.
Возобновляя еще одну традицию, в 85-ю годовщину Цусимского сражения, 27 мая 1990 года, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий отслужил в храме торжественную панихиду.
15 февраля 1992 года в соборе состоялось освящение возвращенного Российскому Военно-Морскому флоту Андреевского флага. В этот день протоиерей Богдан Сойко, освятив флаг Санкт-Петербургской Военно-Морской базы, торжественно вручил его вице-адмиралу В. Е. Селиванову.
Тогдаже настоятелем Николо-Богоявленского собора была возрождена еще одна славная традиция—освящение спущенных со стапелей боевых кораблей. 29 февраля 1992 годаотец Богдан впервые за многие десятилетия освящал военный корабль, миноносец «Беспокойный», на церемонию освящения как на событие совсем ещё не ординарное для повседневной жизни Петербурга, были приглашены многие и многие высокопоставленные лица, связанные с армией. Среди них был и руководитель Военно-медицинской Академии Ю.Л.Шевченко. В рамках этого события и произошла судьбоносная встреча.
Знакомство с отцом Богданом проложило дальнейший путь к Церкви для Юрия Леонидовича. Отец Богдан стал первым другом, открывшим жизнь Церкви для будущего архимандрита Георгия. Их дружба привела Юрия Леонидовича в Николо-Богоявленский собор, возможно послуживший началом пути церковного служения и тогда еще не замеченной и не осознанной таинственной встречи со святителем и чудотворцем Николаем. В дальнейшем всё отчётливее станет проявляться его близкое присутствие и помощь.
Дружба с отцом Богданом Сойко сказалась и на жизни Военно-медицинской Академии. Отец Богдан также стал входить во внутреннюю жизнь Академии, влияя на духовную атмосферу личного состава и учащихся.
А дальше были встречи уже только определяющие направления в церковной жизни и церковном служении. Так на одном мероприятии посвященным празднованию дня города отец Богдан представил Юрия Леонидовича присутствовавшему там же митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычёву). Получив от него благословение, Юрий Леонидович пригласил владыку посетить Военно-медицинскую Академии, владыка Иоанн предложение принял. И вскоре, в стенах Академии состоялась большая встреча курсантов и личного состава с митрополитом. Она была столь живой и не принужденной, что пропало стеснение и скованность перед митрополитом. Присутствующие на той знаменательной встрече с владыкой Ионном (Снычевым), смогли наконец-то задать те вопросы, которые ранее им некому было адресовать. Вопросы о Церкви, вере и новых отношениях между двумя когда-то разделённых слоями общества. Были вопросы и личного характера. И на все владыка с радостью отвечал, не обходя никого вниманием, не игнорируя может быть не очень правильно заданных вопросов.
Юрий Леонидович стал посещать Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию и Академию по приглашению ее ректора епископа Константина (Горянова) ныне митрополита Петропавловского и Карельского. Знакомясь с внутренней жизнью Академии, заимствуя и делясь своим опытом организации и управления ВМА. Участвуя в собраниях, которые ректор неоднократно проводил совместно с митрополитом Иоанном.
Шло то время, когда люди с радостью узнавали и открывали все новое и новое для себя, и это новое переливалось, перетекало, наполняя и обогащая целые сообщества, преобразуя и открывая новые пути для каждого.
Так в одну из встреч с митрополитом Иоанном (Снычевым) в Военно-медицинской Академии, Юрий Леонидович узнал о себе нечто новое, к чему готов не был совершенно!!!
Владыка Иоанн, находился в президиуме ученого совета, делал доклад, периодически поглядывая на начальника ВМА. Взгляд владыки был, каким то особенным, сердечно-добрым. Юрий Леонидович уж было начал смущаться этого пристального взгляда, как владыка, закончив выступление, наклоняясь к Юрию Леонидовичу на ухо говорит: «А Вы будете священником!». Ответ на это пришел также неожиданно! Юрий Леонидович ответил не задумываясь: «Если Вы меня благословите, то буду!». И жизнь потекла дальше…… Нет Юрий Леонидович не стал священником тогда, он даже не задумывался об этом, на плечах была Военно-медицинская Академия. Операции. Больные.

И снова ему пришлось услышать эти слова, но уже из уст другого выдающегося служителя Церкви. 9 июля 1999 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Военно-медицинскую Академию. «Вы будете священником» было сказано также неожиданно. «Вы знаете, мне об этом уже говорили! Если Вы благословите, возможно, так и будет!!!» - ответил Юрий Леонидович.
То было сказано в июле, а вот уже в августе в дни Успенского поста, встречаясь с протоиереем Владимиром Волгиным, беседуя о судьбах их близких и знакомых, которые так порой неожиданно менялись в те годы. Размышляя о том, что и у Екатерины Васильевой, сын Дмитрий стал священником, отец Владимир возьми да и спроси: а Вы когда будете священником Юрий Леонидович……?!
Более услышать подобного вопроса Юрию Леонидовичу уже не предстояло! Был переезд в Москву, руководство Министерством здравоохранения Российской Федерации и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II….
Москва. Основание Пироговского Центра…..
Встреча в Чистом переулке
В 2004 году состоялась встреча Юрия Леонидовича с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в резиденции Патриарха в Чистом переулке в Москве. Патриарх благословил создание госпитального храма на территории Пироговского Центра и поступлении в семинарию и дальнейшее рукоположение в священники Юрия Леонидовича.
Начался поиск и разработка проекта храма, который возможно было бы воздвигнуть в кратчайшие сроки и при этом не в ущерб архитектурному облику и внутреннему убранству. Дело сие было поручено Сергию Зайцеву, сыну священника. Исходя из поставленных задач, выбор пал на образцы деревянной архитектуры Русского Севера. И вот почему.
Проект из глубины веков
От греков мы получили уже окончательно сформировавшиеся обряды с вполне определёнными частями храма, а именно алтарь, кафоликон (помещение для молящихся) и притвор. В греческих храмах каждая из этих частей имела определённый план и все они были «перенесены» на нашу почву для первых каменных храмов, но для дерева подобные формы были непригодны или очень сложны в изготовлении, что русские плотники увидели сразу же. Поэтому мастера взяли лишь схему плана, а церковники всегда зорко следили за соответствие ей, но не требовали точного копирования. Для молящихся требовалось сделать просторное помещение, достаточно светлое для размещения максимального количества прихожан, к кафоликону с востока примыкает алтарь, который при минимуме условий, должен вмещать в себя престол и жертвенник. Сплошные иконостасы есть творение недавних времён, а в первые века алтарь отделялся лишь небольшой преградой. И наконец притвор, (элемент который не являлся обязательным) примыкает с запада.
Вот эти части храма и получила Русь от Византии, но если для строительства первых каменных княжеских церквей призывались греческие каменных дел мастера, то в деревянном строительстве заезжие зодчие ничем помочь не могли - не умели. Поэтому русские плотники и взяли на вооружение именно свои родные традиции, взяли их из гражданского зодчества, а так же культового языческого. Приемы, выработанные столетиями помогли возвести храмы новой религии. И эти русские деревянные храмы являются уникальным явлением для мировой архитектуры - они самобытны, не имеют аналогий в зодчестве других стран, они, банально говоря, только наши.
В самом простом и распространённом варианте алтарь, кафоликон и притвор имеют прямоугольные формы - они собраны из связанных друг с другом венцов, то есть "клетей". Поэтому такие храмы и принято называть клетскими. Очень часто они имеют абсолютно непрезентабельный вид (переделанные из амбаров часовни "амбарушки"), а даже если и выделяются от жилой постройки, то лишь наличием креста. Такая обыденность, конечно не могла импонировать церковному причту и посему при строительстве деревянных храмов плотники прибегали к различным способам максимально выделить религиозные сооружения. И самым простым решением было увеличение высоты. Поэтому церкви начали строить на высоком подклёте, который порой представляет из себя полноценный этаж.Для увеличения вертикали скаты крыши задирали всё выше и выше, пока она совсем не перестала быть прохожей на крышу дома, а приобрела клиновидную форму (клинчатые кровли).Для ещё большей выразительности скатам крыш придавали излом, что бы, с одной стороны, подальше от стен отбрасывать дождевую воду, а с другой - придавать строению ещё более торжественный и красивый вид. Что бы ещё более увеличить привлекательность на крышах делали несколько ступенчатых скатов, украшали конёк главкой или небольшой "бочкой", делали четыре ската, два клина или завершали сруб, перекрывающей всё молельное помещение, крупной "бочкой".
Первообразы госпитального храма
информация дополняется...
В конце августа 2010 года на храм были установленны новые кресты и купола.


в 2012 году в правом приделе храма был освящен источник в честь святителя и Николая Чудотворца.
Бюст-источник святителя Николая Чудотворца выполнен скульптором Александром Рукавишниковым, народным художником России, академиком Российской академии художеств.
памятник первому почётному доктору Пироговского Центра, Святейшему Патриарху Алексию II
Открытие памятника состоялось 22 февраля 2013 года, в канун дня рождения Святейшего Патриарха Алексия II, на аллее перед храмом.
На протяжении всей истории храма, пациенты, друзья и знакомые Ю. Л. Шевченко, передавали в дар частицы мощей святых. Многочисленные частицы были помещены Юрием Леонидовичем в специальные мощевики, и хранились в его кабинете. В дни празднования памяти того или иного святого, его частица мощей хранящаяся в традиционном мощевике, переносилась отцом Георгием из кабинета в храм на время совершения богослужения для духовной помощи и утешения пациентов.
мощевики в кабинете Ю. Л. Шевченко
Со временем, стало невозможно хранить в кабинете такое количество мощей. И было принято решение перенести частицы мощей в храм. Однако небольшой размер храма, и невозможность обеспечить сохранность такого количества святынь, побудило протоиерея Георгия соеденить все частицы воедино и поместить их под спуд, для постоянного их прибывания в храме.
В 2015 году в день всех Святых, протоиереем Георгием Шевченко был отслужен молебен и освящён в левом приделе храма гранитный саркофаг с заложенными в глубь него 325 частицами мощей святых Божиих угодников.
закладка мощей
11 августа 2020 г. на праздник Рождества святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, архимандритом Георгием (Шевченко) и митрофорным протоиереем Леонидом Ролдугиным по окончании Божественной литургии была освещена первая портретная икона Праведного и Чудесного доктора Николая Пирогова.
иконописный образ Николая Ивановича Пирогова